Эссе
Учитель – герой нашего времени?
Учитель – герой нашего времени?
На вопрос о том, какие профессии можно считать героическими, большинство, не раздумывая, ответят: военные, спасатели, пожарные, полицейские. Я абсолютно согласна, что люди, по долгу службы ежедневно рискующие своей жизнью ради других, - герои. В этом нет никаких сомнений. А что же учителя? Есть ли им место в этом списке? Не громко ли звучит слово «герой» рядом с таким простым и привычным словом – «учитель»?..
«Любить любого ребёнка, а не только собственного», - правило воспитания, сформулированное Янушем Корчаком, всемирно известным педагогом. Правило, которому сам Корчак следовал до последнего вздоха. Летом 1942 года он вошёл в газовую камеру вслед за своими воспитанниками. Ему предлагали свободу, он мог спасти свою жизнь. Но он не мог бросить детей. В камеру смерти он входил с двумя малышами на руках, рассказывая им сказку, чтобы они не боялись. Мужество, силу духа, силу любви этого человека трудно описать словами. Но есть всё же слово, подходящее для этого учителя, - и это слово «герой».
Учитель из Ленинграда, Николай Кюнг, преподавал детям уроки мужества. Ничего героического, на первый взгляд. Но учениками Кюнга были узники Бухенвальда, а уроки – подпольными. «Весь смысл наших занятий был в том, чтобы попытаться отвлечь детей от страха, в котором они жили, помочь им поверить, что не вечно будет длиться каторга. Я обещал: придет наша победа», - напишет Кюнг потом в своих мемуарах. Он рисковал каждую секунду урока. Но занятий не прекращал. Этот героический учитель давал детям надежду на будущее.
Спустя 60 лет казалось, что ужасы войны позади, что чистое зло, исходившее от фашистов, побеждено. Но нет конца людской жестокости, и 1 сентября 2004 года весь мир содрогнулся от ужаса: террористы захватили школу в Беслане. В эти страшные дни учителя, как могли, поддерживали своих учеников, оставаясь с ними рядом даже тогда, когда им предлагали свободу. 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Каниди стоял на ногах трое суток, уступая место детям. Во время штурма, уже будучи тяжело раненным, спасал ребят и коллег. Был доставлен в реанимацию, где, не приходя в себя, скончался. Его героизм навсегда останется в сердцах свидетелей тех страшных событий.
Когда в класс ворвался вооружённый человек, учитель математики школы № 88 города Ижевска Наталья Ведерникова не раздумывала ни секунды. Скомандовав ученикам спрятаться под парты, она преградила путь убийце. Дети спаслись. А Наталья Игоревна стала их ангелом-хранителем…
«Навечно вызванный к доске», - так говорил об учителе педагог Симон Львович Соловейчик. Да, не только ученики отвечают перед учителем выученный урок. Но и учитель отвечает перед учениками. Может, поэтому многие учителя приняли единственно правильное для себя решение и уже в наши дни сменили указку и красную ручку на автомат, отправившись на защиту нашей Родины? Мой коллега, учитель ОБЖ Геннадий Старунов, за творчеством которого я давно наблюдала в социальных сетях, у кого училась основам воспитания навыков безопасного поведения, уже два года находится в зоне СВО. «Сейчас я в другой атмосфере и счастлив, что лично вижу простых парней, на которых и держится фронт, где ведутся жёсткие боевые действия. Увидел другую Россию: жертвенную, храбрую и волевую…» - пишет Геннадий. С фронта он передаёт свои заметки маме, которая публикует их в блоге сына, и заметки эти пронизаны мужеством, отвагой, трепетной любовью к «братишкам» и в то же время разумной осторожностью, основанной на многолетнем опыте учителя ОБЖ. Находясь в зоне СВО, этот герой продолжает свою просветительскую деятельность. А другой мой коллега, учитель начальных классов, покидая стены родной школы, сказал, по-отечески кивая в сторону беспечно резвящихся на перемене ребят: «Лучше уж нас, чем потом их…»
От этих историй рвётся сердце. Его переполняет горечь, страх и… гордость. Гордость за простых учителей, которые, выбрав когда-то одну из самых самую гуманных и мирных профессий на земле, стали героями. И мы, оставшиеся здесь, должны работать и за себя, и за них. Работать так, чтобы ученики наши выросли людьми не разрушающими, а созидающими. Чтобы всё не зря.
Учитель – герой нашего времени? Отвечу на этот вопрос так: Учитель, понимающий, какая ответственность лежит на его плечах, какой силой обладает любое его слово и действие, Учитель, любящий своих учеников, - герой вне времени
«Любить любого ребёнка, а не только собственного», - правило воспитания, сформулированное Янушем Корчаком, всемирно известным педагогом. Правило, которому сам Корчак следовал до последнего вздоха. Летом 1942 года он вошёл в газовую камеру вслед за своими воспитанниками. Ему предлагали свободу, он мог спасти свою жизнь. Но он не мог бросить детей. В камеру смерти он входил с двумя малышами на руках, рассказывая им сказку, чтобы они не боялись. Мужество, силу духа, силу любви этого человека трудно описать словами. Но есть всё же слово, подходящее для этого учителя, - и это слово «герой».
Учитель из Ленинграда, Николай Кюнг, преподавал детям уроки мужества. Ничего героического, на первый взгляд. Но учениками Кюнга были узники Бухенвальда, а уроки – подпольными. «Весь смысл наших занятий был в том, чтобы попытаться отвлечь детей от страха, в котором они жили, помочь им поверить, что не вечно будет длиться каторга. Я обещал: придет наша победа», - напишет Кюнг потом в своих мемуарах. Он рисковал каждую секунду урока. Но занятий не прекращал. Этот героический учитель давал детям надежду на будущее.
Спустя 60 лет казалось, что ужасы войны позади, что чистое зло, исходившее от фашистов, побеждено. Но нет конца людской жестокости, и 1 сентября 2004 года весь мир содрогнулся от ужаса: террористы захватили школу в Беслане. В эти страшные дни учителя, как могли, поддерживали своих учеников, оставаясь с ними рядом даже тогда, когда им предлагали свободу. 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Каниди стоял на ногах трое суток, уступая место детям. Во время штурма, уже будучи тяжело раненным, спасал ребят и коллег. Был доставлен в реанимацию, где, не приходя в себя, скончался. Его героизм навсегда останется в сердцах свидетелей тех страшных событий.
Когда в класс ворвался вооружённый человек, учитель математики школы № 88 города Ижевска Наталья Ведерникова не раздумывала ни секунды. Скомандовав ученикам спрятаться под парты, она преградила путь убийце. Дети спаслись. А Наталья Игоревна стала их ангелом-хранителем…
«Навечно вызванный к доске», - так говорил об учителе педагог Симон Львович Соловейчик. Да, не только ученики отвечают перед учителем выученный урок. Но и учитель отвечает перед учениками. Может, поэтому многие учителя приняли единственно правильное для себя решение и уже в наши дни сменили указку и красную ручку на автомат, отправившись на защиту нашей Родины? Мой коллега, учитель ОБЖ Геннадий Старунов, за творчеством которого я давно наблюдала в социальных сетях, у кого училась основам воспитания навыков безопасного поведения, уже два года находится в зоне СВО. «Сейчас я в другой атмосфере и счастлив, что лично вижу простых парней, на которых и держится фронт, где ведутся жёсткие боевые действия. Увидел другую Россию: жертвенную, храбрую и волевую…» - пишет Геннадий. С фронта он передаёт свои заметки маме, которая публикует их в блоге сына, и заметки эти пронизаны мужеством, отвагой, трепетной любовью к «братишкам» и в то же время разумной осторожностью, основанной на многолетнем опыте учителя ОБЖ. Находясь в зоне СВО, этот герой продолжает свою просветительскую деятельность. А другой мой коллега, учитель начальных классов, покидая стены родной школы, сказал, по-отечески кивая в сторону беспечно резвящихся на перемене ребят: «Лучше уж нас, чем потом их…»
От этих историй рвётся сердце. Его переполняет горечь, страх и… гордость. Гордость за простых учителей, которые, выбрав когда-то одну из самых самую гуманных и мирных профессий на земле, стали героями. И мы, оставшиеся здесь, должны работать и за себя, и за них. Работать так, чтобы ученики наши выросли людьми не разрушающими, а созидающими. Чтобы всё не зря.
Учитель – герой нашего времени? Отвечу на этот вопрос так: Учитель, понимающий, какая ответственность лежит на его плечах, какой силой обладает любое его слово и действие, Учитель, любящий своих учеников, - герой вне времени